Скачать Жизнь по совести. Нравственные аспекты в экзистенциальной психологии [Евгения Кольцова]

  • Складчина создана: Дата начала
Информация
Цена: 100 РУБ
Организатор: Kail Kail
Список участников
  • 1.
    SV_team
Ссылки для скачивания Как распаковать архив?
Kail
Kail
Организатор
Проверенный
Организатор
Регистрация
09.04.2020
Сообщения
353 752
Реакции
32 522
Монеты
1 191
Оплачено
0
Баллы
0
  • #SkladchinaVip
  • #1
Жизнь по совести. Нравственные аспекты в экзистенциальной психологии [Евгения Кольцова]
Ссылка на картинку
Экзистенциальная психотерапия и нравственность
Добрый день, дорогие слушатели. Меня зовут Евгения Кольцова, я экзистенциальный психотерапевт, клинический психолог, тренер обучающих программ по экзистенциальному анализу в России. Сегодня мне хотелось бы поговорить об одной из важных, я бы сказала, ключевых тем экзистенциальной психотерапии – нравственных, этических аспектах, о голосе совести.

Задача психолога – помочь справиться человеку со страданиями, разобраться в себе, обрести спокойствие, мир в душе и целостность. Однако добиться этого невозможно без восстановления контакта с собой. Если мы не слышим себя и совершаем поступки против совести, без внутреннего согласия, то отдаляемся и в конце концов теряем, предаем себя в малых и больших вещах. Именно поэтому, чтобы качественно перестроить свою жизнь, в том числе и с помощью психолога, стоит уделять внимание нравственным вопросам.

В последнее время появилось много психологических программ, призывающих человека заниматься собой, не обращать внимания на других, больше радоваться и жить в свое удовольствие. Цели, конечно, соблазнительные. Главное, не попасться в ловушку. По этой логике, человек ищет удовольствий, забывая о всех аспектах жизни, о самом её смысле. Но жизнь многогранней, состоит не из одних удовольствий. Путь гедонизма и инфантилизма не несет в себе глубины, соответствующей запросу человеческой души. И потому подобный образ жизни зачастую приводит человека к ощущению пустоты и бессмысленности.

Мы живем в обществе и не можем не считаться с теми, кто нас окружает. Нам важно быть в согласии с этим миром. Экзистенциальная психотерапия выступает всегда за признание ценности своей и другого человека, уважение себя и окружающих, заботу о своих границах и тактичное обхождение с границами остальных. И ее задача – научить человека строить диалог с собой, миром и другими людьми. Казалось бы, такой гуманистический подход существования человека в мире с остальными понятен, но, к сожалению, не так просто его реализовать! В первую очередь, это связано с тем, что в нашем обществе зачастую к человеку относятся как к функции, игнорируя его индивидуальность.

По сей день бытует мнение, что уважение нужно заслужить, человек ценен только своими поступками. Дела говорят, конечно, многое о человеке, однако такое потребительское отношение принижает его достоинство, обесценивает красоту и потенциал внутреннего мира. Сам человек, вырастая в таком обществе, не чувствует свою безусловную ценность, присущую ему по праву рождения. Он не придает значения своим мыслям и переживаниям, часто зависит от ожиданий других. Такой человек может испытывать регулярно чувство тревоги, постоянно быть занят делами, стремиться достигать все новых и новых целей – только чтобы заглушить боль от внутренней пустоты. Длительное игнорирование внутренних запросов приводит к тому, что человек совсем перестает слышать себя и то, что приходит к нему изнутри. А когда мы относимся к своему внутреннему миру с пренебрежением, то это отношение переносим и на других людей.

Кроме желаний и инстинктов в нас есть духовное начало, которое, в свою очередь, играет важную роль в нашей жизни. Человек как существо с духовным потенциалом принимает решения, несет ответственность за свои действия, ищет смысл, обладает чутьем в отношении того, что является правильным, то есть наделен голосом совести. Если человек не реализовывает этот духовный потенциал, то жизнь его, как правило, обеднена, такой человек вроде бы делает то, что надо, выполняет социальные функции, но ощущает несвободу.

Даже сфера, где чаще всего ищут духовное, может не принести желаемого результата. Различные религиозные учения призывают соблюдать те или иные нравственные заповеди, а человек не всегда готов на текущем этапе жизни выполнить их искренне. Стало быть, происходит разрыв между выполнением обрядов, словами и подлинными чувствами человека. И тогда он вместо мира и равновесия в душе ощущает внутренний разлад и начинает винить себя. Вряд ли это приблизит его к умиротворению и наполненной жизни. В подобных ситуациях, мне кажется, экзистенциальная психология помогает дозреть человеку психически, по-настоящему повзрослеть. Ведь путь духовного развития без психического взросления человека практически невозможен.

Экзистенциальная психотерапия – это мостик, позволяющий соединить внешнего и внутреннего человека, материальный и духовный мир. Этот путь не требует от человека больше, чем он может сейчас. Мы не можем, например, ожидать от человека проявления великодушия, любви к людям и подталкивать его к этому, если он не готов. Более того, требования выполнить определенные нравственные нормы могут привести к обратному результату. Если человек не готов простить кого-то или избавиться от ненависти и злобы, значит, он это и не сделает искренне. Вполне возможно, за этими чувствами прячется боль, страх. И пока человек не встретится с ними лицом к лицу, отпустить всем сердцем обиду или ненависть он не сможет.

Порой люди винят в своих проблемах окружающих, осуждают, обвиняют других, но не задают себе вопросы: «А есть ли в данной ситуации моя доля ответственности? Что я могу сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию? Почему так происходит в моей жизни вновь и вновь?» Причины, по которым человек не обращается к себе – отсутствие опыта построения диалога с собой, внимательного и бережного отношения к тем чувствам, переживаниям, которые у него возникают.

А ещё у человека могут быть определенные внутренние дефициты. Если у него нехватка теплых отношений, поддержки или уверенности в себе, то, вероятней всего, он будет сосредоточен на себе и будет пытаться разными способами компенсировать эти дефициты. В таком состоянии он вряд ли способен в полной мере увидеть другого. Часто люди на словах стараются демонстрировать прощение, любовь, принятие, но на самом деле не чувствуют ничего, кроме безразличия или страха и ненависти. Такая ложная нравственность не исцеляет. Напротив, этот самообман лишает человека возможности увидеть себя подлинного.

Совесть – наш внутренний камертон. Голос нашего глубинного Я, благодаря которому мы сами можем понять, как хорошо и правильно поступать в разных ситуациях, что для нас ценно и важно, какая жизнь нам подходит. Решения по совести далеко не всегда приятные и легкие. Бывает наоборот, человек обрекает себя на определенные лишения. Но цена этих лишений – возможность сохранить себя и свое достоинство. А это не только основа самоуважения, но и гарантия мира в душе.

Причины поступков не по совести
Если поступки, совершаемые в согласии с голосом совести, позволяют нам проживать свою жизнь осмысленно и раскрывать нашу подлинную природу, отчего тогда люди так часто поступают против совести?

Во-первых, из-за того, что плохо знают себя. Когда человек не понимает, что для него представляет ценность, является важным и значимым в жизни, то может поддаться ложным ориентирам и поступить не по совести. Такой «неукорененный» человек, не имея своего мнения, ориентируется на правила общества. Однако в этом есть определенная опасность. Мы видим, как легко происходит манипулирование общественным сознанием: развиваются двойные стандарты, осуществляется подмена понятий. Под благими намерениями могут быть скрыты чьи-то корыстные интересы. Не зная их и не имея собственной позиции, легко пойти на поводу чужих эмоциональных призывов и манипуляций, поддаться чужому влиянию. И даже проявлять в этом упорство, спорить до последнего, отстаивая правоту.

В наше время много потерянных людей, которые ищут себе образец для подражания. Они находят себе авторитетов, вступают в группы и общины, но потом разочаровываются. И это не удивительно. Жизненные ориентиры важно обрести в первую очередь внутри себя. Сделать это можно, обращаясь к себе. Начать отвечать на вопросы: «Что для меня важно? Каковы мои ценности? Что значит для меня уважение границ другого? Признаю ли я ценность другого человека?»

Во-вторых, под воздействием эмоциональных и аффективных реакций. Когда человек захвачен сильными чувствами и эмоциями, то действует на этой волне, а не в спокойном рассудительном состоянии. Например, как часто бывает при разводе, дети становятся инструментом борьбы между родителями. Взрослые думают лишь о том, как больней задеть бывшего супруга, пытаются отсудить ребенка, желая тем самым отомстить, и не задумываются о чувствах детей. И далеко не каждый в подобной игре, где бушуют страсти, может отойти на дистанцию и спросить себя, правильно ли так поступать, хорошо ли это для жизни моих близких, будут ли они – и я – от этого счастливей. Находясь во власти чувств, которые в первую очередь разрушают его самого, человек перестает быть свободным, принимать взвешенные решения и слышать голос совести.

В-третьих, мы можем поступать вопреки голосу совести из-за страха. Многие решения требуют мужества, ответственности за последствия. Человек не всегда готов к переменам, проще всего выбирать наиболее безопасные варианты, чтобы чувствовать спокойствие и защищенность. Мы не идеальны, это нормально – на определенном жизненном этапе не иметь сил принять решение по совести. Но в таком случае важно быть честными с собой, не заниматься самообманом. Уметь сказать себе: «Да, я чувствую, как для меня будет правильно, но пока не могу к этому прийти. Что я могу сделать, чтобы окрепнуть и принять это решение?» Так мы определяем для себя точку роста и готовимся брать ответственность за свою жизнь.

В-четвертых. Иногда человек не слышит голос совести, потому что его заглушает тот или иной эмоциональный дефицит. Например, у кого-то есть постоянная потребность получать одобрение и признание от других. И тогда – возможно, и неосознанно – его поступки будут направлены на выполнение именно этой цели. Человек будет выполнять действия, которые ждут от него другие. Это может совпадать с внутренним ощущением правильности, а может и не совпадать.

Самоутверждение за счет других, демонстрирование превосходства, укрепление своей власти – такая тенденция встречается и в семейных отношениях, и на работе. Движимый сильными эмоциями, в порыве желания проучить кого-то или укрепить свою самооценку за счет другого, человек также действует, игнорируя голос совести. Бывает, на работе не принимают предложенный проект, и это задевает сотрудника. А он, пытаясь доказать свою правоту, ищет способы подчеркнуть несостоятельность одобренного плана или пытается задеть коллег. Когда человек стремится восстановить свою правоту, он часто находится во власти своего эго и может оказаться не способен к конструктивному диалогу с другими.

Еще пример. У ребенка что-то не ладится, а родитель вместо утешения и поддержки начинает поучать: «Я в твоем возрасте гораздо больше добился, у меня все легко получалось», или: «Я же говорила, у тебя не получится это сделать». Подобные высказывания не выражают поддержки, но демонстрируют превосходство. Используя такие фразы, родитель может не понимать всех последствий для отношений. А они, конечно, есть. Мало того, что ребенок теряет и без того пошатнувшуюся веру в себя, так еще и сомневается в любви и поддержке родителей.

Прежде чем что-то комментировать, оценивать ситуацию другого и давать ему советы, стоит спросить себя: «Что я хочу сейчас сделать? Как было бы правильно для меня отреагировать на то, что говорит мне ребенок? коллега? друг? Хочу ли я его поддержать? Имею ли право я без спроса давать советы? Понимаю ли я позицию другого?» Пусть эти вопросы будут компасом, который поможет правильно поступить в каждом конкретном случае.

Мы можем услышать голос совести тогда, когда имеем привычку обращаться вглубь себя и задавать себе вопросы. Это поможет прояснить и понять других людей, свои желания, убережет от скоропалительных реакций и слов. Иногда эмоции овладевают нами настолько, что мы не знаем, как правильно поступить в сложившейся ситуации. В таком случае самое простое, что можно сделать, – дать себе время, не требовать от себя немедленных решений. На самом деле, нечасто в нашей жизни происходят ситуации, требующие немедленного реагирования. Как правило, у нас есть возможность взять паузу: отложить разговор на другой день или взять неделю на принятие решения. В это время можно собрать нужную для прояснения своей позиции информацию, обратиться к себе, подумать и почувствовать, что вы хотите сделать.

Каждый день в нашей жизни происходят события, вызывающие у нас различный спектр переживаний и требующие от нас определенной реакции и действий. И ежедневно мы принимаем решения, берем за них ответственность и тем самым проявляем себя в жизни. Случаются и экстренные, острые ситуации, требующие от нас мужества, активности, решительности, которые, как говорят, показывают истинное лицо человека. В любых условиях мы можем бездействовать, делать вид, что не замечаем проблем, несправедливости, боли другого. А можем, наоборот, быть активным, не оставаться безразличным к проблемам других, стараться внести посильный вклад в развитие общества. Когда у человека непрочная позиция и этические ориентиры, происходят события, которые вынуждают его каждый раз заново как бы перепроверять себя. Это своего рода серьезное испытание.

Так, например, власть или деньги являются мощным ресурсом, сильной энергией, которая может унести человека не туда. Власть и деньги порой проявляют в человеке те черты, которые от него самого были раньше скрыты. Это могут быть как отрицательные, так и положительные черты. У человека, который обладает таким сильным ресурсом, как власть и деньги, как правило, больше ответственности. Ему тем более важно обращаться к себе, чтобы выяснить, что было бы правильно делать, как хорошо для себя и других распорядиться теми ресурсами, которые у его имеются. Однако часто мы видим, что люди злоупотребляют властью, своими возможностями, пытаясь восполнить собственные внутренние дефициты и самоутвердиться за чужой счет, тем самым ставя себя выше других. А ведь мир наделяет нас ресурсами в том числе и для того, чтобы мы делились с другими, обменивались с миром своими знаниями, умениями, мыслями, творчеством, материальными благами.

Иногда человек из-за страха, гнева или страсти использует свои ресурсы слепо и разрушительно для других. Но цена всегда одна – явная или скрытая боль от собственного предательства. Злоупотребляя властью, служебным положением, унижая другого или разрушая его жизнь, человек наносит вред в первую очередь себе, делает себя внутренне несвободным, так как находится во власти аффектов и эмоций, будь то ненависть, месть или же страх.

Ответственность и ежедневный выбор
Жизнь ежедневно ставит перед нами выбор: промолчать или сказать, скрыть информацию или быть честным, сказать «да» или «нет». Мы можем, конечно, откладывать решения, но наступает время, когда дальше это делать становится невозможно. Игнорировать проблемы, делать вид, что ничего плохого не происходит – это тоже наш выбор, за который мы несем ответственность. Помните это, когда будете определять свою зону ответственности и чужую, решать, что можно брать на себя, а что нет.

Случалось ли вам заглушать внутренний голос интуиции? Молчать или бездействовать, хотя ситуация требовала вашего вмешательства? Оставаться жить там, где вам плохо? Продолжать заниматься тем, что истощает и не развивает? Сохранять отношения из жалости или удобства? Всякий раз, когда мы поступаем не по совести, игнорируем голос глубинного Я, происходит постепенный отказ от себя как от личности. Это приводит к внутреннему увяданию, умерщвлению себя, как если бы у нас постепенно перекрывали кислород. Мы ответственны в первую очередь перед собой. За то, чтобы прожить настоящую жизнь, реализовать то, что ощущается как ценное, защищать и поддерживать себя, когда больно и трудно, не растрачивать свои силы на пустяки, позволять себе радоваться и не взваливать на свои плечи непосильный груз. И реализовать эту ответственность перед собой мы можем тогда, когда прислушиваемся к себе и способны услышать свой внутренний голос.

Только не путайте голос глубинного Я с голосом внутреннего критика, который постоянно недоволен, обвиняет и что-то требует. Такой голос, скорей всего, является отголоском той критики и осуждения, которой вы подвергались раньше, и заглушает глубокое чувствование и видение себя, блокирует доступ к глубинному Я и совести. Но это не значит, что человек, у которого прорываются различные установки, требования к себе и критика, не может пробиться глубже к себе. Это возможно, но требует желания, регулярной работы и формирования новой привычки: ежедневного обращения к себе, построение дружеского и чуткого диалога с собой. Потому что мы можем увидеть истинные переживания и услышать внутренний голос только тогда, когда ощущаем безопасность, спокойствие. А в состоянии беспокойства, тревоги мы не расположены к откровению и открытости.

Нет универсальных решений, как правильно жить, что для кого хорошо. Потому что все мы разные. Один человек, например, пренебрегает собой в пользу других, постоянно жертвует своими интересами. Для него важно обратиться к себе, найти ценности в своей жизни. Чаще спрашивать, что было бы хорошо для него самого. Выяснять, не берет ли он излишне на себя задачи других, даже если речь идет о близких. А кто-то, наоборот, чрезмерно зациклен на себе, требует от других, чтобы все делали, как ему хочется. Подобная эгоцентричность может быть связана с ощущением внутренней пустоты и дефицитом своей ценности.

Определенно с этими темами надо работать. Но в то же время, не дожидаясь пока удастся понять причины внутренних дефицитов и устранить их, такому человеку имеет смысл выяснять, как его действия отзываются у близких. Задавать вопросы самому себе, как ощущают себя близкие рядом с ним, когда он категорично выражает свою точку зрения и ждет, чтобы остальные действовали по его плану. Решить, можно ли что-то сделать для своих близких, не ожидая ничего взамен. Человек, который плохо слышит себя и голос совести, часто опирается на правила, нормы и законы, принятые в обществе. Если они не исполняются, одни люди чувствуют несправедливость, другие – негодование, а некоторые абсолютно равнодушны к этому.

Когда нарушение закона остается безнаказанным, тогда в обществе появляется больше насилия, агрессии. И там, где есть пренебрежение к законам, человеку становится трудней ориентироваться и чаще приходится защищаться от внешней агрессии. Что можно этому противопоставить? Завести свои правила с учетом внутренней позиции, реагировать на события в обществе в согласии с собственными ценностями. Прислушайтесь к себе. Что для вас важно и ощущается ценным? Например, соблюдение прав человека? Уважение другого? В чем это выражается? Поддержка незащищенных слоев населения? Медицинские программы, образовательные? Оборона? Отвечая себе на эти вопросы, вы постепенно строите свою гражданскую позицию.

Вопросы, адресованные себе, помогают понять и семейные ценности. Что конкретно вам важно в отношениях? Эмоциональная поддержка? Возможность разделить хорошие события? Общие интересы? Материальная опора? Понимание своих стремлений и ценностей поможет наладить внутрисемейные или дружеские отношения.

Какими будут последствия для человека, если он не может обнаружить и понять свои ценности? Непонимание персональных ценностей не дает порой построить желаемую карьеру, развиться в нужном русле профессионально, раскрыть свой потенциал. Непонимание ценностей вносит конфликты или напряжение в личные и семейные отношения, а также не дает возможность человеку сформировать свою гражданскую позицию.

Это затрагивает не только жизнь самого человека, его близких, но и влияет на формирование общества. Так, например, отсутствие зрелой позиции и понимание ценностей в этих сферах приводит к тому, что человек игнорирует проблемы, возникающие в обществе, старается отстранится от происходящего в стране или легко, не погружаясь в детали, не пытаясь найти внутренний отклик, присоединяется к мнению людей, которые пропагандируют определенные идеи. Подобная пассивность и бездействие приводят к неблагоприятным последствиям. Кажется, что позиция одного человека ничего не значит. И многие люди ничего не делают, потому что считают это незначительным и бесполезным. Но на примере благотворительных пожертвований хорошо видно, что небольшие суммы каждого влияют на общий результат.

Конечно, один человек не может поменять все сразу, но на самом деле он может многое. Особенно если совершает посильные дела регулярно и сохраняет при этом контакт с собой, спрашивая себя: «Что я чувствую правильным сделать в сложившейся ситуации? Хорошо ли сейчас оставаться в стороне? Как я могу и хочу реагировать на внешнюю ситуацию?» Когда человек ясно понимает, что он делает всё, что может на текущий момент, но не требуя от себя сверхусилий, это дает ему чувство спокойствия и уверенности. Если каждый из нас начнет делать по совести и без сожалений то, что ощущает ценным и важным, мир станет другим – гораздо более спокойным и устойчивым.
 
Зарегистрируйтесь , чтобы посмотреть скрытый авторский контент.
Поиск по тегу:
Теги
автор евгения кольцова альфрида лэнгле евгения кольцова жизнь по совести магистерия нравственные аспекты в экзистенциальной психологии
Похожие складчины
Kail
Ответы
0
Просмотры
494
Kail
Kail
Kail
Ответы
0
Просмотры
281
Kail
Kail
Kail
Ответы
0
Просмотры
314
Kail
Kail
Kail
Ответы
0
Просмотры
167
Kail
Kail
Kail
Ответы
0
Просмотры
108
Kail
Kail
Показать больше складчин

Войдите или зарегистрируйтесь для участия в складчине

Вы должны быть авторизованны для просмотра и оценки материала

Создать аккаунт

Создать учетную запись займет не больше минуты!

Войти

Уже зарегистрированы? Просто войдите.