- Регистрация
- 09.04.2020
- Сообщения
- 353 752
- Реакции
- 32 514
- Монеты
- 1 191
- Оплачено
- 0
- Баллы
- 0
- #SkladchinaVip
- #1
Метафорические ассоциативные карты «Быть. Действовать. Обладать.» [Ева Морозовская]
- Ссылка на картинку
-
Коучинговая игра «БЫТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, ОБЛАДАТЬ» является частью обширного семейства метафорических ассоциативных карт, которые широко используются в работе коучей, психотерапевтов, психологов-консультантов, педагогов и воспитателей, социальных работников, сотрудниками отделов кадров крупных предприятий и ведущими тренингов любых направлений. Метафорические ассоциативные карты применяются для стимуляции личностного роста, повышения социальной и ситуативной адаптации, решения индивидуальных и межличностных проблем, медиации и разрешения семейных конфликтов, сплочения профессиональных коллективов и многих других целей.
Особенность этой игры в том, что она и интересна, и познавательна, и полезна. Она может применяться для самокоучинга, индивидуального и группового коучинга, в психотерапии, обучении, психологическом консультировании. Помимо целей коучинга, личностного роста, развития, принятия решений, целеполагания и планирования, эта игра может быть использована для искреннего, глубокого общения в паре, открытого и объединяющего, создающего ощущение подлинной близости. И, наконец, как и положено игре, она может предназначаться для развлечения в любой дружественно настроенной компании.
Отличие ассоциативных карт от других известных нам карточных игр в том, что здесь нет ни победителей, ни побежденных, ни соревнования как такового, ни необходимости скрывать свои истинные чувства и имеющее место положение вещей. Цель игры — лучше понять себя и другого, прояснить свое видение, выйти на более высокий уровень осознавания, принятия, ответственности. Здесь нет фиксированных значений и толкований карт, как в колоде Таро — имеет значение только субъективный ассоциативный ряд самого играющего. Разные люди способны обнаружить в одной и той же карте совершенно разные намеки и выстроить вокруг нее не похожие друг на друга картины. Более того, один и тот же человек в разные жизненные периоды и в различных ситуациях по-разному отнесется к одной и той же карте, и его ассоциативно рожденный инсайт будет всякий раз уникальным.
***
В колоде «БЫТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, ОБЛАДАТЬ» 72 карты. Каждая карта представляет одну из популярных человеческих ценностей при помощи картинки и надписи. Инсайты начинаются уже на этапе сопоставления образов и слов — иной раз ассоциация между ними весьма нетривиальна и игроку стоит труда установить, найти собственную связь между понятием, обозначающем ценность, и картинкой, выбранной для иллюстрации. Неожиданный подбор картинок должен помочь игроку обойти рациональную часть сознания и поднять на поверхность слой глубинных и неосознаваемых эмоций.
Колода разбита на три равные части по 24 карты: ценности бытия, ценности действия и ценности обладания. В первой части собраны ценности, отвечающие человеку на вопрос, каким он хочет быть в этой жизни (ответ обычно формулируется прилагательным). Во второй части колоды собраны ценности, отвечающие на вопрос, какие виды деятельности представляют собой ценность для игрока (и обычно описываются глаголом). В третьей части колоды собраны ценности, отвечающие на вопрос, чем человек считает важным обладать (а ответ, как правило, сформулирован существительным).
***
Совмещение картинки с надписью при работе с картами «убивает двух зайцев»: образ обращается к правому полушарию человеческого мозга, продуцирующему ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений, надпись же апеллирует к левому полушарию, работающему со смысловым и грамматическим оформлением представления. Таким образом, карта стимулирует консолидацию работы обоих полушарий головного мозга, что приводит к возникновению новых способов мышления о старой ситуации, и появлению инсайтов. В работе с метафорическими картами человек испытывает озарение, ощущение прозрения.
Как смотреть на карту? Сперва разглядите картинку. Спросите себя, частью какой большей картины является видимый вам фрагмент. Постарайтесь додумать, что находится там, за пределами видимого, что происходит в этой ситуации, какая история стоит за изображением на карте. Обратите внимание, какие вопросы вызывает у вас картинка. После того, как ваше воображение хорошо поработает над картинкой, прочитайте надпись. Почувствуйте свой первый внутренний отклик на эти слова. Попробуйте ухватить тот образ, что возникнет в вашей собственной голове при прочтении этих слов. Сравните свою мысленную картинку с представленной вам. Попытайтесь связать надпись и образ, представленные картой. Уже сама эта связь будет вашей уникальной ассоциацией.
***
Как ассоциировать карту со своим внутренним миром? Ассоциация может быть прямая, например, карта «помогать и принимать помощь» вызывает у меня воспоминания о взаимопомощи в моей жизни и размышления обо мне самой, как помогающей другим, так и принимающей помощь. Ассоциация бывает и обратная. Карта «обладать здоровьем» может для одного раскрыть тему «я — здоровый», а для другого «я как нездоровый (или болеющий) человек». Один человек, вытащивший карту «быть дисциплинированным» расскажет, как дисциплина помогает ему в жизни, другой скажет, что для него быть дисциплинированным вообще непредставимо. Отклик «это вообще не про меня» — это тоже связь с личным опытом.
Иной раз вы вытащите карту, образ и надпись которой скажут вам совершенно разные вещи. И тут выбор за вами, с чем ассоциироваться и вокруг чего строить работу — вокруг образа или понятия, выраженного словесно. Вы можете отбросить неподходящее вам, и сконцентрироваться на том, что цепляет — например, выбрать карту только за картинку, проигнорировав надпись, или наоборот, выбрать понятие, отбросив изображение, как несущественное в данный момент.
***
Как играть? Определите, с чем вы хотите сегодня поработать или о чем побеседовать, и выберите подходящий вариант игры из перечисленных ниже. Помимо этого, вы можете сами придумывать разные игры с этими картами или комбинировать их с другими колодами ассоциативных карт. Возьмите листок, и запишите на ней сегодняшнюю дату, тему работы. Вытаскивая карты, от одной до пяти, записывайте их на листке. По окончании работы с картами, запишите возникшие инсайты и свои выводы. Ниже напишите, какие действия вы решили предпринять для улучшения дел в выбранной вами области — в течение ближайших суток, в течение недели и в течение месяца. Ответственность перед собой за улучшение своей жизни — часть этой игры, и запись поможет вам не только запомнить свои озарения и открытия, но и следить за реализацией своих намерений и сроками.
***
В инструкции к колоде «Быть.Действовать.Обладать» содержится описание ряда способов применения этих карт для работы с самим собой, с партнером или клиентом, и в группе. Карты предназначены как для профессиональных психологов, психотерапевтов, коучей и тренеров, так и для личного использования всеми желающими, кто интересуется практической психологией и любит поиграть.
В комплект входит книга «Быть. Действовать. Обладать. Коучинг: книга для вашего развития при помощи инсайтов». Книга содержит 72 коротких истории, по одной на каждую карту набора. Эти истории являются дополнительным, третьим (наряду с картинкой, обращающейся к образному мышлению, и надписью, обращающейся к мышлению словесно-логическому) стимулом для создания ассоциаций и новых способов взглянуть на старую ситуацию.
Особенность этой игры в том, что она и интересна, и познавательна, и полезна. Она может применяться для самокоучинга, индивидуального и группового коучинга, в психотерапии, обучении, психологическом консультировании. Помимо целей коучинга, личностного роста, развития, принятия решений, целеполагания и планирования, эта игра может быть использована для искреннего, глубокого общения в паре, открытого и объединяющего, создающего ощущение подлинной близости. И, наконец, как и положено игре, она может предназначаться для развлечения в любой дружественно настроенной компании.
Отличие ассоциативных карт от других известных нам карточных игр в том, что здесь нет ни победителей, ни побежденных, ни соревнования как такового, ни необходимости скрывать свои истинные чувства и имеющее место положение вещей. Цель игры — лучше понять себя и другого, прояснить свое видение, выйти на более высокий уровень осознавания, принятия, ответственности. Здесь нет фиксированных значений и толкований карт, как в колоде Таро — имеет значение только субъективный ассоциативный ряд самого играющего. Разные люди способны обнаружить в одной и той же карте совершенно разные намеки и выстроить вокруг нее не похожие друг на друга картины. Более того, один и тот же человек в разные жизненные периоды и в различных ситуациях по-разному отнесется к одной и той же карте, и его ассоциативно рожденный инсайт будет всякий раз уникальным.
***
В колоде «БЫТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, ОБЛАДАТЬ» 72 карты. Каждая карта представляет одну из популярных человеческих ценностей при помощи картинки и надписи. Инсайты начинаются уже на этапе сопоставления образов и слов — иной раз ассоциация между ними весьма нетривиальна и игроку стоит труда установить, найти собственную связь между понятием, обозначающем ценность, и картинкой, выбранной для иллюстрации. Неожиданный подбор картинок должен помочь игроку обойти рациональную часть сознания и поднять на поверхность слой глубинных и неосознаваемых эмоций.
Колода разбита на три равные части по 24 карты: ценности бытия, ценности действия и ценности обладания. В первой части собраны ценности, отвечающие человеку на вопрос, каким он хочет быть в этой жизни (ответ обычно формулируется прилагательным). Во второй части колоды собраны ценности, отвечающие на вопрос, какие виды деятельности представляют собой ценность для игрока (и обычно описываются глаголом). В третьей части колоды собраны ценности, отвечающие на вопрос, чем человек считает важным обладать (а ответ, как правило, сформулирован существительным).
***
Совмещение картинки с надписью при работе с картами «убивает двух зайцев»: образ обращается к правому полушарию человеческого мозга, продуцирующему ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений, надпись же апеллирует к левому полушарию, работающему со смысловым и грамматическим оформлением представления. Таким образом, карта стимулирует консолидацию работы обоих полушарий головного мозга, что приводит к возникновению новых способов мышления о старой ситуации, и появлению инсайтов. В работе с метафорическими картами человек испытывает озарение, ощущение прозрения.
Как смотреть на карту? Сперва разглядите картинку. Спросите себя, частью какой большей картины является видимый вам фрагмент. Постарайтесь додумать, что находится там, за пределами видимого, что происходит в этой ситуации, какая история стоит за изображением на карте. Обратите внимание, какие вопросы вызывает у вас картинка. После того, как ваше воображение хорошо поработает над картинкой, прочитайте надпись. Почувствуйте свой первый внутренний отклик на эти слова. Попробуйте ухватить тот образ, что возникнет в вашей собственной голове при прочтении этих слов. Сравните свою мысленную картинку с представленной вам. Попытайтесь связать надпись и образ, представленные картой. Уже сама эта связь будет вашей уникальной ассоциацией.
***
Как ассоциировать карту со своим внутренним миром? Ассоциация может быть прямая, например, карта «помогать и принимать помощь» вызывает у меня воспоминания о взаимопомощи в моей жизни и размышления обо мне самой, как помогающей другим, так и принимающей помощь. Ассоциация бывает и обратная. Карта «обладать здоровьем» может для одного раскрыть тему «я — здоровый», а для другого «я как нездоровый (или болеющий) человек». Один человек, вытащивший карту «быть дисциплинированным» расскажет, как дисциплина помогает ему в жизни, другой скажет, что для него быть дисциплинированным вообще непредставимо. Отклик «это вообще не про меня» — это тоже связь с личным опытом.
Иной раз вы вытащите карту, образ и надпись которой скажут вам совершенно разные вещи. И тут выбор за вами, с чем ассоциироваться и вокруг чего строить работу — вокруг образа или понятия, выраженного словесно. Вы можете отбросить неподходящее вам, и сконцентрироваться на том, что цепляет — например, выбрать карту только за картинку, проигнорировав надпись, или наоборот, выбрать понятие, отбросив изображение, как несущественное в данный момент.
***
Как играть? Определите, с чем вы хотите сегодня поработать или о чем побеседовать, и выберите подходящий вариант игры из перечисленных ниже. Помимо этого, вы можете сами придумывать разные игры с этими картами или комбинировать их с другими колодами ассоциативных карт. Возьмите листок, и запишите на ней сегодняшнюю дату, тему работы. Вытаскивая карты, от одной до пяти, записывайте их на листке. По окончании работы с картами, запишите возникшие инсайты и свои выводы. Ниже напишите, какие действия вы решили предпринять для улучшения дел в выбранной вами области — в течение ближайших суток, в течение недели и в течение месяца. Ответственность перед собой за улучшение своей жизни — часть этой игры, и запись поможет вам не только запомнить свои озарения и открытия, но и следить за реализацией своих намерений и сроками.
***
В инструкции к колоде «Быть.Действовать.Обладать» содержится описание ряда способов применения этих карт для работы с самим собой, с партнером или клиентом, и в группе. Карты предназначены как для профессиональных психологов, психотерапевтов, коучей и тренеров, так и для личного использования всеми желающими, кто интересуется практической психологией и любит поиграть.
В комплект входит книга «Быть. Действовать. Обладать. Коучинг: книга для вашего развития при помощи инсайтов». Книга содержит 72 коротких истории, по одной на каждую карту набора. Эти истории являются дополнительным, третьим (наряду с картинкой, обращающейся к образному мышлению, и надписью, обращающейся к мышлению словесно-логическому) стимулом для создания ассоциаций и новых способов взглянуть на старую ситуацию.
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.