- Регистрация
- 09.04.2020
- Сообщения
- 361 042
- Реакции
- 34 021
- Монеты
- 1 191
- Оплачено
- 0
- Баллы
- 0
- #SkladchinaVip
- #1
[Magisteria] Франс Халс. Голландский гений смеха [Светлана Мурашкина]
- Ссылка на картинку
-
Франс Халс. Голландский гений смеха
Голландец из Фландрии
Добрый день! Меня зовут Светлана Мурашкина. Я работаю в отделе западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Сегодня мы с вами будем говорить об одном из главных художников Золотого века Голландии, о Франсе Халсе. Франс Халс — мастер, проживший практически весь голландский XVII век. Он умер, когда ему было уже за 80 лет. Фактически, Халс — это синоним этой молодой, полной сил, полной устремления Голландии, которая только-только становится мощным государством, держащим в руках половину европейской торговли. На портретах Франса Халса (он прежде всего портретист) перед нами проходит замечательный ряд этих удивительных людей, создавших славу Голландии. На этом портрете, представляющем стрелковую гильдию святого Георгия, мы видим самого художника. Он второй слева, в верхнем ряду, выглядывает из-за своих компаньонов. Франс Халс тоже был членом стрелковой гильдии и совершенно удивительно начал писать эти групповые портреты.
Нам мало что известно о ранних годах жизни и деятельности Франса Халса, потому что нам даже точно неизвестен год его рождения. Видимо, это приблизительно 1582–1583 год. Возможно, он родился в Антверпене. Довольно часто знаменитые голландские художники имеют фламандское происхождение. Это связано с тем, что после того, как начинается противостояние Нидерландов с Испанией после взятия Антверпена, очень многие мастера-живописцы из Южных Нидерландов, из Фландрии, которые были протестантами, переселялись в северные части, в Голландию. По большому счету, славу голландской живописи XVII века в первом поколении составили художники Южных Нидерландов, уехавшие из Фландрии.
Мы знаем, что Халс умер в 1666 году в Харлеме. Именно в этом городе он провел всю свою жизнь, здесь была его большая мастерская, и отсюда он творил. Учителем Халса был Карел ван Мандер. В некотором роде он являлся северным Вазари. Он был художником, но главное, что он был писателем. Карел ван Мандер написал знаменитую книгу с жизнеописаниями северных художников. Она была издана в начале XVII века, в 1604 году.
Карел ван Мандер вместе с Хендриком Голциусом и с Корнелисом Корнелиссеном создают подобие итальянских академий — Харлемскую академию. Как вы можете заметить по представленному изображению, Карел ван Мандер — это художник-маньерист. Конечно, его работы имеют очень мало общего с живописью Франса Халса, поэтому мы до конца не понимаем, на каких образцах складывалось искусство последнего.У нас нет практически никаких документальных свидетельств по поводу ранних лет Франса Халса. Мы знаем, что в 1610 году он вступает в гильдию святого Луки в Харлеме и с тех пор до конца жизни не теряет заказчиков и получает очень важные заказы. Однако после XVII века Франса Халса забывают. Вернее, его знают, но не особенно ценят, потому что манера этого художника кажется довольно небрежной, незаконченной. Его, как Вермеера, открывают уже в середине XIX века, и вторая половина XIX века — это время, когда Франса Халса превозносят. Удивительная манера мастера, непохожая на обычную голландскую манеру живописи, станет очень важной уже для мастеров конца XIX века. Ван Гог пристально смотрел на Халса, изучал его наследие. Эта история очень похожа на историю с Вермеером: обоих этих художников откроет один и тот же человек.
Камеры редерейков. Портрет Питера Корнелиса ван дер Морша и «Веселое общество»
Обратимся к ранним работам Франса Халса. Мы знаем его живопись примерно с 10-х годов XVII века. Перед вами первый портрет мастера, написанный им в 1616 году. Изображенный здесь человек — это Питер Корнелис ван дер Морш. Данный портрет какое-то время был трактован не совсем верно. Мы видим этого персонажа в приличном одеянии, с белым воротником, но почему-то с копченой селедкой в руке и корзиной с сеном, откуда он эту селедку достал. Надпись, которую мы видим рядом с персонажем, звучит так: «Кто желает?». Мы предполагаем, что он предлагает нам копченую селедку. В связи с этим эту работу долго считали изображением продавца селедки, причем во всем его образе есть большая характерность, придающая практически бытовую достоверность его облику.
Однако дело в том, что в голландском есть выражение «дать копченой селедки» — это значит пристыдить кого-то колким замечанием. Следовательно, надпись «Кто желает?» — это обращение далеко не по поводу того, чтобы предложить нам этот копченый продукт. Мы понимаем, что это игра, театр для тех, кто понимает. Вероятно, данное изображение было связано с таким популярным в Голландии явлением, как камеры редерейков или ридеров. Это некие общественные объединения, изначально возникшие на религиозной основе, но постепенно приобретающие все более светский характер. Фактически, это литературно-театральные общества, клубы по интересам. Люди, которые собирались там, устраивали празднества, представления, писали стихи, декламировали их, разыгрывали спектакли. Камеры редерейков — это общества, поощряющие развитие литературы и ораторского искусства, то есть клубы, где собирались более-менее образованные горожане разных сословий. Франс Халс был членом такого сообщества с 1616 по 1624 год.
Эти клубы, эти камеры редерейков во многом отражают демократический характер голландского общества, потому что там могли встречаться и булочник, и бургомистр. Существование таких сообществ передает удивительное ощущение от голландской жизни первой половины XVII века — это демократичность, которой на тот момент не было нигде в Европе XVII столетия.
Скорее слушайте новую обзорную лекцию Светланы Мурашкиной, чтобы узнать больше о революционном художнике, который видел жизнь во всей ее красоте, смехе и движении.
Халс писал, чтобы радовать. Пора взглянуть на мир его глазами!
Голландец из Фландрии
Добрый день! Меня зовут Светлана Мурашкина. Я работаю в отделе западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Сегодня мы с вами будем говорить об одном из главных художников Золотого века Голландии, о Франсе Халсе. Франс Халс — мастер, проживший практически весь голландский XVII век. Он умер, когда ему было уже за 80 лет. Фактически, Халс — это синоним этой молодой, полной сил, полной устремления Голландии, которая только-только становится мощным государством, держащим в руках половину европейской торговли. На портретах Франса Халса (он прежде всего портретист) перед нами проходит замечательный ряд этих удивительных людей, создавших славу Голландии. На этом портрете, представляющем стрелковую гильдию святого Георгия, мы видим самого художника. Он второй слева, в верхнем ряду, выглядывает из-за своих компаньонов. Франс Халс тоже был членом стрелковой гильдии и совершенно удивительно начал писать эти групповые портреты.
Нам мало что известно о ранних годах жизни и деятельности Франса Халса, потому что нам даже точно неизвестен год его рождения. Видимо, это приблизительно 1582–1583 год. Возможно, он родился в Антверпене. Довольно часто знаменитые голландские художники имеют фламандское происхождение. Это связано с тем, что после того, как начинается противостояние Нидерландов с Испанией после взятия Антверпена, очень многие мастера-живописцы из Южных Нидерландов, из Фландрии, которые были протестантами, переселялись в северные части, в Голландию. По большому счету, славу голландской живописи XVII века в первом поколении составили художники Южных Нидерландов, уехавшие из Фландрии.
Мы знаем, что Халс умер в 1666 году в Харлеме. Именно в этом городе он провел всю свою жизнь, здесь была его большая мастерская, и отсюда он творил. Учителем Халса был Карел ван Мандер. В некотором роде он являлся северным Вазари. Он был художником, но главное, что он был писателем. Карел ван Мандер написал знаменитую книгу с жизнеописаниями северных художников. Она была издана в начале XVII века, в 1604 году.
Карел ван Мандер вместе с Хендриком Голциусом и с Корнелисом Корнелиссеном создают подобие итальянских академий — Харлемскую академию. Как вы можете заметить по представленному изображению, Карел ван Мандер — это художник-маньерист. Конечно, его работы имеют очень мало общего с живописью Франса Халса, поэтому мы до конца не понимаем, на каких образцах складывалось искусство последнего.У нас нет практически никаких документальных свидетельств по поводу ранних лет Франса Халса. Мы знаем, что в 1610 году он вступает в гильдию святого Луки в Харлеме и с тех пор до конца жизни не теряет заказчиков и получает очень важные заказы. Однако после XVII века Франса Халса забывают. Вернее, его знают, но не особенно ценят, потому что манера этого художника кажется довольно небрежной, незаконченной. Его, как Вермеера, открывают уже в середине XIX века, и вторая половина XIX века — это время, когда Франса Халса превозносят. Удивительная манера мастера, непохожая на обычную голландскую манеру живописи, станет очень важной уже для мастеров конца XIX века. Ван Гог пристально смотрел на Халса, изучал его наследие. Эта история очень похожа на историю с Вермеером: обоих этих художников откроет один и тот же человек.
Камеры редерейков. Портрет Питера Корнелиса ван дер Морша и «Веселое общество»
Обратимся к ранним работам Франса Халса. Мы знаем его живопись примерно с 10-х годов XVII века. Перед вами первый портрет мастера, написанный им в 1616 году. Изображенный здесь человек — это Питер Корнелис ван дер Морш. Данный портрет какое-то время был трактован не совсем верно. Мы видим этого персонажа в приличном одеянии, с белым воротником, но почему-то с копченой селедкой в руке и корзиной с сеном, откуда он эту селедку достал. Надпись, которую мы видим рядом с персонажем, звучит так: «Кто желает?». Мы предполагаем, что он предлагает нам копченую селедку. В связи с этим эту работу долго считали изображением продавца селедки, причем во всем его образе есть большая характерность, придающая практически бытовую достоверность его облику.
Однако дело в том, что в голландском есть выражение «дать копченой селедки» — это значит пристыдить кого-то колким замечанием. Следовательно, надпись «Кто желает?» — это обращение далеко не по поводу того, чтобы предложить нам этот копченый продукт. Мы понимаем, что это игра, театр для тех, кто понимает. Вероятно, данное изображение было связано с таким популярным в Голландии явлением, как камеры редерейков или ридеров. Это некие общественные объединения, изначально возникшие на религиозной основе, но постепенно приобретающие все более светский характер. Фактически, это литературно-театральные общества, клубы по интересам. Люди, которые собирались там, устраивали празднества, представления, писали стихи, декламировали их, разыгрывали спектакли. Камеры редерейков — это общества, поощряющие развитие литературы и ораторского искусства, то есть клубы, где собирались более-менее образованные горожане разных сословий. Франс Халс был членом такого сообщества с 1616 по 1624 год.
Эти клубы, эти камеры редерейков во многом отражают демократический характер голландского общества, потому что там могли встречаться и булочник, и бургомистр. Существование таких сообществ передает удивительное ощущение от голландской жизни первой половины XVII века — это демократичность, которой на тот момент не было нигде в Европе XVII столетия.
Скорее слушайте новую обзорную лекцию Светланы Мурашкиной, чтобы узнать больше о революционном художнике, который видел жизнь во всей ее красоте, смехе и движении.
Халс писал, чтобы радовать. Пора взглянуть на мир его глазами!
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.