- Регистрация
- 09.04.2020
- Сообщения
- 353 752
- Реакции
- 32 682
- Монеты
- 1 191
- Оплачено
- 0
- Баллы
- 0
- #SkladchinaVip
- #1
Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 1. Дифференциация гласных [Людмила Ефименкова]
- Ссылка на картинку
-
Во втором выпуске «Дидактического материала» предлагаются задания по коррекции ошибок при письме, обусловленных несформированностью фонематического слуха.
В первой части содержатся карточки с заданиями для самостоятельной работы учащихся с гласными первого и второго ряда и их дифференциацией.
В письменных работах учеников младших классов встречаются ошибки на смешение глас- ных первого и второго ряда: а — я, о — ё, у — ю, э — е, ы — и (например: мята — «мата» или «мьата»; пятка — «патка», «пьатка»; ёлка — «олка», лёд — «лод»; южный — «ужный», люди — «луди»; если — «эсли»; пили — «пыли» или «пилы» и т.д.) и гласных, относящихся к одному и тому же ряду (например: рука — «рока», лужок — «ложок»).
Причины такого рода ошибок могут быть связаны:
➢ с трудностями различения гласной второго ряда с ее составляющей (ёлка — «олка»);
➢ с нарушением мягкости согласного (лёд — «лод»);
➢ с неумением обозначить на письме мягкость согласного (пятка — «пьятка»).
Выяснив причину, необходимо найти правильные методические приемы по коррекции данных ошибок, а именно:
1. Объяснить или уточнить способ образования гласных букв второго ряда.
2. Дать или уточнить понятие «твердые и мягкие согласные».
3. Объяснить или уточнить способ обозначения мягкости согласных на письме с помощью гласных букв второго ряда.
После усвоения учениками данных понятий можно приступать к отработке и закреплению навыков в самостоятельной работе с использованием карточек «Дидактического материала». В письменных работах учащихся младшего звена могут встречаться ошибки на смешение гласных второго ряда ё — ю (ёжик — «южик»). В случае обнаружения таких ошибок рекомендуется выяснить, не смешивает ли ученик гласные буквы первого ряда о — у между собой. Если смешения гласных букв первого ряда имеются, то следует начинать работу с их дифференциации. Затем учащимся предлагаются карточки для самостоятельной работы по различению гласных второго ряда ё — ю.
Среди возможных причин смешения гласных первого ряда: а — о, о — у, могут быть следующие:
➢ неумение различать звучание фонем а — о, о — у в ударной (воды — «вады», моет — «мует») и безударной (вода — «вада») позициях.
➢ неправильно выработанный навык соединения букв. Например, элемент буквы м или л ( ) — становится соединением между буквой о и частью буквы м или л. В результате буква читается как а;
➢ недописывание последнего элемента буквы а ( ), т.е. крючка (арка — «орка», сан- ки — «сонки»).
Основные коррекционные упражнения пособия сочетаются с заданиями на использование и закрепление грамматических правил (обозначение мягкости и твердости согласных на письме, правописание гласных после шипящих, правописание безударных гласных в корне слова, правописание непроверяемых слов, правило переноса слов и др.).
Работа с карточками предусматривает устное и письменное выполнение заданий. Дополнительные задания способствуют совершенствованию зрительного внимания и памяти, формированию языкового чутья, ассоциативных связей, орфографической зоркости, расширению и активизации словарного запаса, развитию мышления учащихся.
Формат выдачи: Образ CD диска
В первой части содержатся карточки с заданиями для самостоятельной работы учащихся с гласными первого и второго ряда и их дифференциацией.
В письменных работах учеников младших классов встречаются ошибки на смешение глас- ных первого и второго ряда: а — я, о — ё, у — ю, э — е, ы — и (например: мята — «мата» или «мьата»; пятка — «патка», «пьатка»; ёлка — «олка», лёд — «лод»; южный — «ужный», люди — «луди»; если — «эсли»; пили — «пыли» или «пилы» и т.д.) и гласных, относящихся к одному и тому же ряду (например: рука — «рока», лужок — «ложок»).
Причины такого рода ошибок могут быть связаны:
➢ с трудностями различения гласной второго ряда с ее составляющей (ёлка — «олка»);
➢ с нарушением мягкости согласного (лёд — «лод»);
➢ с неумением обозначить на письме мягкость согласного (пятка — «пьятка»).
Выяснив причину, необходимо найти правильные методические приемы по коррекции данных ошибок, а именно:
1. Объяснить или уточнить способ образования гласных букв второго ряда.
2. Дать или уточнить понятие «твердые и мягкие согласные».
3. Объяснить или уточнить способ обозначения мягкости согласных на письме с помощью гласных букв второго ряда.
После усвоения учениками данных понятий можно приступать к отработке и закреплению навыков в самостоятельной работе с использованием карточек «Дидактического материала». В письменных работах учащихся младшего звена могут встречаться ошибки на смешение гласных второго ряда ё — ю (ёжик — «южик»). В случае обнаружения таких ошибок рекомендуется выяснить, не смешивает ли ученик гласные буквы первого ряда о — у между собой. Если смешения гласных букв первого ряда имеются, то следует начинать работу с их дифференциации. Затем учащимся предлагаются карточки для самостоятельной работы по различению гласных второго ряда ё — ю.
Среди возможных причин смешения гласных первого ряда: а — о, о — у, могут быть следующие:
➢ неумение различать звучание фонем а — о, о — у в ударной (воды — «вады», моет — «мует») и безударной (вода — «вада») позициях.
➢ неправильно выработанный навык соединения букв. Например, элемент буквы м или л ( ) — становится соединением между буквой о и частью буквы м или л. В результате буква читается как а;
➢ недописывание последнего элемента буквы а ( ), т.е. крючка (арка — «орка», сан- ки — «сонки»).
Основные коррекционные упражнения пособия сочетаются с заданиями на использование и закрепление грамматических правил (обозначение мягкости и твердости согласных на письме, правописание гласных после шипящих, правописание безударных гласных в корне слова, правописание непроверяемых слов, правило переноса слов и др.).
Работа с карточками предусматривает устное и письменное выполнение заданий. Дополнительные задания способствуют совершенствованию зрительного внимания и памяти, формированию языкового чутья, ассоциативных связей, орфографической зоркости, расширению и активизации словарного запаса, развитию мышления учащихся.
Формат выдачи: Образ CD диска
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.