Kail
Организатор
Проверенный
Организатор
- Регистрация
- 09.04.2020
- Сообщения
- 353 752
- Реакции
- 32 532
- Монеты
- 1 191
- Оплачено
- 0
- Баллы
- 0
- #SkladchinaVip
- #1
Как подготовить мозг ребенка к обучению: 52 стратегии для развития детского интеллекта [Джилл Стэмм]
- Ссылка на картинку
Знание простых фактов о мозге имеет огромное значение для его развития. Если вы хотите, чтобы дети развивались гармонично, вам необходимо знать, как мозг формирует нейронные связи с рождения до 5 лет и каким конкретно образом вы можете этому способствовать. Автор предлагает подробный план действий, состоящий из 52 простых шагов (по одному на каждую неделю года), которые вы можете делать ежедневно для стимуляции здорового роста детского мозга. Если выполнять последовательно и вовремя каждый пункт, ваша помощь ребенку в первые 5 лет жизни может стать прочным фундаментом его интеллектуального и физического развития.
Книга познакомит вас с тем, как детский мозг растет, функционирует и устанавливает связи с окружающим миром. Вы узнаете, насколько важное значение в этот период жизни детей имеют внимание, привязанность и общение со взрослыми. Автор дает родителям и педагогам 52 понятных совета, чтобы те могли помочь ребенку легко осваивать новые навыки и заблаговременно устранить трудности, которые могут возникнуть у него в процессе обучения в будущем.
Об авторе
Джилл Стэмм — доктор философии, профессор Аризонского государственного университета, одна из основателей Института новых направлений в развитии детского мозга. Автор комплексной методики Brain Boxes, которая позволяет взрослым стимулировать развитие детского интеллекта. Выступает с лекциями и докладами на тему исследований мозга. Является членом организационного комитета международной конференции Learning and Brain.
ISBN: 978-985-15-4709-4
Страниц: 160
Формат: pdf-скан
Книга познакомит вас с тем, как детский мозг растет, функционирует и устанавливает связи с окружающим миром. Вы узнаете, насколько важное значение в этот период жизни детей имеют внимание, привязанность и общение со взрослыми. Автор дает родителям и педагогам 52 понятных совета, чтобы те могли помочь ребенку легко осваивать новые навыки и заблаговременно устранить трудности, которые могут возникнуть у него в процессе обучения в будущем.
Об авторе
Джилл Стэмм — доктор философии, профессор Аризонского государственного университета, одна из основателей Института новых направлений в развитии детского мозга. Автор комплексной методики Brain Boxes, которая позволяет взрослым стимулировать развитие детского интеллекта. Выступает с лекциями и докладами на тему исследований мозга. Является членом организационного комитета международной конференции Learning and Brain.
Что вы узнаете о развитии детского мозга
Желая помочь детям повысить уровень интеллекта, сформировать необходимые черты характера и привить любовь к ближнему, мы часто задумываемся над тем, как бы сами ответили на простой вопрос «Почему в этом процессе большую роль играет самый ран ний возраст?».
Мне часто задают его. Просят уточнить, какие недавние науч ные открытия требуют пересмотра привычных подходов к заботе о малышах. Некоторые данные предоставляются нейроучеными, которые подробно объясняют, как защитить развивающийся мозг. Не менее важную информацию сообщают экономисты, подсчитав шие, насколько снижаются затраты на уход за малышами и раннее образование детей при новом подходе. Ценны также результаты долговременных исследований, доказывающие продолжительность влияния детского опыта на здоровье человека.
Книга, которую вы держите в руках, призвана помочь родите лям и воспитателям использовать современные научные знания из различных источников. Каждый, кто заботится о детях, ежедневно задается множеством вопросов, которые требуют простых, но точ ных ответов. Эта книга адресована не только родителям, бабушкам и дедушкам малышей, но и сотрудникам детских медицинских и образовательных центров, педиатрам, няням, студентам факультетов дошкольного образования. В ней понятно описано, как перевести сложные научные знания в простые действия, стимулирующие здо ровое развитие детей с рождения до школьного возраста. Благодаря нейронауке мы получили важнейшую информацию о том, как мозг развивается на самом деле. Теперь воспитатели и педагоги смогут включить ее ключевые идеи в новые программы дошкольного обра зования.
Содержание книги представляет собой короткие высказывания «пазлы», современные научные знания о мозге, из которых скла дывается новая картина его раннего развития. Они распределены по главам, посвященным общенаучным знаниям, вниманию, связям и коммуникации. Вы можете пропустить введение и сразу перейти к первому пазлу. Или начать с любого пазла и продолжать читать в любом порядке. Поскольку в книге подробно рассматриваются 52 основные идеи, можно растянуть чтение на год, посвящая обду мыванию каждой из них ровно неделю. Хочу подчеркнуть особую важность обдумывания прочитанного. У всех, кто занимается вос питанием детей, разные истории, разные представления о том, как помочь им в развитии, разный объем знаний о детском развитии. Наука о раннем развитии мозга очень молодая, поэтому знания современных воспитателей о детском мозге не унифицированы и, возможно, сильно ограничены. В данной книге вы найдете послед ние научные данные о социальном, эмоциональном и интеллек туальном развитии детей. Она может стать вашим проводником на пути к выстраиванию новых отношений с детьми и к созданию благоприятных условий для их воспитания.
Уже более десяти лет широкой общественности доступна под робная информация об открытиях нейронауки в сфере развития детского мозга. Однако руководители министерств и департаментов образования, корпораций и общественных организаций сравнитель но недавно стали рекомендовать педагогам внедрение новых науч ных знаний в процесс воспитания детей с рождения до пяти лет. Накоплен огромный объем материалов, выявляющих факторы, кото рые влияют на динамику развития как здоровых, так и особенных малышей. Тем не менее проблемой для ученых, которые проводят сложные исследования и делятся их результатами, всегда было и остается формулирование четких, простых, понятных инструкций по практическому применению важной научной информации. Возможно, их попытки не увенчались успехом потому, что научные работы были слишком «технические», перегруженные сложным текстом и, следовательно, перевод основных положений на понятный язык отнимал чересчур много времени и усилий. К неудачным попыткам следует также относить широкие обобщения, в которых обычно не хватает подробных практических советов по применению такой сложной информации.
В книге четко и кратко изложены основные результаты нейро научных исследований, необходимые учителям и воспитателям для понимания того, что я называю «основами мозговедения», которые в свою очередь проясняют важный вопрос: почему определенные модели поведения, конкретные условия и методики способствуют нормальному, здоровому развитию мозга. Автор также предлагает стратегии профилактики, которые довольно легко усвоить и внед рить в программы воспитания и обучения как младенцев, так и младших и старших дошкольников. Каждый «пазл» из общей кар тины о мозге — это ключ к пониманию того, как сильно качество заботы о ребенке влияет на его развивающийся мозг. Всем, кто с любовью посвящает себя уходу за малышом, будет полезно узнать, что про этот уход говорит наука. В книге вы найдете ссылки на исследовательские работы, рекомендуемые для дополнительного ознакомления. И все же основная ее задача — изложение простых идей и конкретных инструкций о том, как наладить более осоз нанное взаимодействие с маленькими детьми. Каждый взрослый, заботящийся о малыше, должен осознавать интенции этого взаимо действия, а также собственную первостепенную роль в развитии детского мозга. При таком осознании проясняется много нового.
Вопервых, у многих впервые появится чувство гордости. Им наконец откроется их ключевая роль в жизни детей. Заботясь о малыше, многие задумываются об этой роли, но часто не замечают плодов своих усилий и, следовательно, недооценивают себя. Воз росшая уверенность в собственных силах повысит продуктивность их взаимодействия с ребенком. К сожалению, значительный рост доходов нянь, воспитателей и учителей в обозримом будущем ма ловероятен, поэтому так важно помочь им осознать собственную
значимость и тем самым побудить самых талантливых из них сле довать своему призванию, углубляя знания о раннем развитии детей.
Вовторых, многие воспитатели целенаправленно начнут соз давать новые методики, основанные на определенных видах дея тельности, которые ранее они использовали скорее случайно, ин туитивно. Объяснение подобному «переключению» можно найти в многочисленных результатах научных исследований осознанного воспитания.
Взаимодействуя с ребенком осознанно, т. е. видя намерение за каждым своим поступком, вы с большей вероятностью приблизитесь к цели. Известно, что если человек планирует опре деленный результат и понимает, зачем он ему нужен, то естествен ным образом действует гораздо эффективнее и получает желаемое. Качество заботы о детях значительно повышается, если воспитатели и учителя понимают истинный смысл своих действий.
В наше время в законах и уставах об образовании большинства стран особо подчеркивается важность концепции подготовки к школе. Почти все варианты программ подготовки сводятся к опре деленному набору навыков, которые должны быть сформированы у ребенка еще до детского сада. Однако политики не заинтересо ваны ни в финансировании, ни в разработке таких концепций. На первый взгляд задача ясна: составить программу, ориентированную на определенные эталоны. Впрочем, действия составителей таких программ, похоже, основываются на всеобщем заблуждении о том, что готовность к школе — сформированность навыков, которыми по условной договоренности должны владеть младшие школьники, — будет достигаться дошкольниками все раньше и раньше. Родители это понимают. Воспитатели это понимают. Педагоги знают, что это настанет. Это и есть далекое от реальности ожидание, что все, кто заботится о малышах, — от патронажных медсестер до воспитате лей и заведующих детскими садами — будут знать, как обеспечить и обезопасить раннее развитие мозга! Знание такого рода не при ходит по волшебству, как и не вырастает из простого перечисления видов деятельности, сформированность которых якобы обеспечивает готовность к школе. Эти виды деятельности — вовсе не главный аспект такой готовности. Главное, чтобы мозг ребенка был открыт к освоению различных навыков, которое родители, воспитатели и учителя обеспечат в максимально подходящий для этого период раннего детства.
Как же нам понять, что мозг ребенка готов к школе? Чтобы усваивать информацию, детям необходимо довольно долго концен трироваться на задании. У них должен быть развит самоконтроль — умение выполнять задание до конца, подавляя в себе желание переключиться на чтонибудь другое.
Способность ребенка фокусировать внимание подразумевает ощущение абсолютной безопасности и уверенность в том, что окру жающие его любят. Детям необходимо чувствовать связь с другими людьми. Если самые первые их отношения со взрослыми основаны на любви, то, подрастая, они будут смело включать новых людей в свой круг.
Ребенку также необходимо как можно чаще слышать речь, адре сованную непосредственно ему. Ему обязательно нужно говорить слова, называющие и описывающие не только окружающие пред меты, но также отношения с другими людьми и чувства, которые он испытывает. Детям нужно развивать как рецептивную, так и эмоциональную коммуникацию. Продуманное и целенаправленное взаимодействие со сверстниками, создание разнообразных речевых ситуаций, обеспечение усвоения детским мозгом первичного опыта помогут подготовить ребенка к трудностям, с которыми ему при дется столкнуться в школе.
Воспитатели и няни, работающие с дошкольниками, должны каждый день задумываться над тем, насколько им удается фоку сироваться на трех упомянутых аспектах: памяти, привязанности, коммуникации. В данной книге эти важнейшие понятия представле ны в кратких, сжатых разделах«пазлах». Полученную информацию можно применять на занятиях с детьми или при создании новых полезных методик. Такой формат выбран с учетом дефицита сво бодного времени у потенциальных читателей.
Все 52 раздела книги — это ключевые идеи, обобщающие результаты многочисленных исследований раннего развития моз га. Каждый из них начинается емким высказыванием, в котором формулируется суть более сложной идеи. Читателям предлагается задуматься над знакомыми понятиями, использовать уже имеющиеся знания и ответить на вопрос, как применить изложенные принципы на практике.
После краткого высказывания, открывающего раздел, объяс няется важность приведенной в нем информации, особенно для воспитателей и учителей. Далее читатель найдет конкретные пред ложения по ее применению в зависимости от его роли в жизни ребенка. В каждом разделе представлены многочисленные советы относительно того, как начать продуктивно изменять окружающие условия и методики воспитания и обучения.
Вся информация, которую вы найдете в книге, была испытана на практике в ходе моего более чем пятнадцатилетнего сотрудничества с несколькими тысячами человек: нянями, воспитателями, учите лями, тьюторами, родителями, бабушками и дедушками Аризоны. В 1998 году я стала соучредителем Института новых направлений в развитии детского мозга — организации, целью которой является распространение информации о раннем развитии мозга. Семинары нашей организации, на которых обсуждались в том числе и идеи, представленные в данной книге, посетило более восьмидесяти ты сяч человек.
Желая помочь детям повысить уровень интеллекта, сформировать необходимые черты характера и привить любовь к ближнему, мы часто задумываемся над тем, как бы сами ответили на простой вопрос «Почему в этом процессе большую роль играет самый ран ний возраст?».
Мне часто задают его. Просят уточнить, какие недавние науч ные открытия требуют пересмотра привычных подходов к заботе о малышах. Некоторые данные предоставляются нейроучеными, которые подробно объясняют, как защитить развивающийся мозг. Не менее важную информацию сообщают экономисты, подсчитав шие, насколько снижаются затраты на уход за малышами и раннее образование детей при новом подходе. Ценны также результаты долговременных исследований, доказывающие продолжительность влияния детского опыта на здоровье человека.
Книга, которую вы держите в руках, призвана помочь родите лям и воспитателям использовать современные научные знания из различных источников. Каждый, кто заботится о детях, ежедневно задается множеством вопросов, которые требуют простых, но точ ных ответов. Эта книга адресована не только родителям, бабушкам и дедушкам малышей, но и сотрудникам детских медицинских и образовательных центров, педиатрам, няням, студентам факультетов дошкольного образования. В ней понятно описано, как перевести сложные научные знания в простые действия, стимулирующие здо ровое развитие детей с рождения до школьного возраста. Благодаря нейронауке мы получили важнейшую информацию о том, как мозг развивается на самом деле. Теперь воспитатели и педагоги смогут включить ее ключевые идеи в новые программы дошкольного обра зования.
Содержание книги представляет собой короткие высказывания «пазлы», современные научные знания о мозге, из которых скла дывается новая картина его раннего развития. Они распределены по главам, посвященным общенаучным знаниям, вниманию, связям и коммуникации. Вы можете пропустить введение и сразу перейти к первому пазлу. Или начать с любого пазла и продолжать читать в любом порядке. Поскольку в книге подробно рассматриваются 52 основные идеи, можно растянуть чтение на год, посвящая обду мыванию каждой из них ровно неделю. Хочу подчеркнуть особую важность обдумывания прочитанного. У всех, кто занимается вос питанием детей, разные истории, разные представления о том, как помочь им в развитии, разный объем знаний о детском развитии. Наука о раннем развитии мозга очень молодая, поэтому знания современных воспитателей о детском мозге не унифицированы и, возможно, сильно ограничены. В данной книге вы найдете послед ние научные данные о социальном, эмоциональном и интеллек туальном развитии детей. Она может стать вашим проводником на пути к выстраиванию новых отношений с детьми и к созданию благоприятных условий для их воспитания.
Уже более десяти лет широкой общественности доступна под робная информация об открытиях нейронауки в сфере развития детского мозга. Однако руководители министерств и департаментов образования, корпораций и общественных организаций сравнитель но недавно стали рекомендовать педагогам внедрение новых науч ных знаний в процесс воспитания детей с рождения до пяти лет. Накоплен огромный объем материалов, выявляющих факторы, кото рые влияют на динамику развития как здоровых, так и особенных малышей. Тем не менее проблемой для ученых, которые проводят сложные исследования и делятся их результатами, всегда было и остается формулирование четких, простых, понятных инструкций по практическому применению важной научной информации. Возможно, их попытки не увенчались успехом потому, что научные работы были слишком «технические», перегруженные сложным текстом и, следовательно, перевод основных положений на понятный язык отнимал чересчур много времени и усилий. К неудачным попыткам следует также относить широкие обобщения, в которых обычно не хватает подробных практических советов по применению такой сложной информации.
В книге четко и кратко изложены основные результаты нейро научных исследований, необходимые учителям и воспитателям для понимания того, что я называю «основами мозговедения», которые в свою очередь проясняют важный вопрос: почему определенные модели поведения, конкретные условия и методики способствуют нормальному, здоровому развитию мозга. Автор также предлагает стратегии профилактики, которые довольно легко усвоить и внед рить в программы воспитания и обучения как младенцев, так и младших и старших дошкольников. Каждый «пазл» из общей кар тины о мозге — это ключ к пониманию того, как сильно качество заботы о ребенке влияет на его развивающийся мозг. Всем, кто с любовью посвящает себя уходу за малышом, будет полезно узнать, что про этот уход говорит наука. В книге вы найдете ссылки на исследовательские работы, рекомендуемые для дополнительного ознакомления. И все же основная ее задача — изложение простых идей и конкретных инструкций о том, как наладить более осоз нанное взаимодействие с маленькими детьми. Каждый взрослый, заботящийся о малыше, должен осознавать интенции этого взаимо действия, а также собственную первостепенную роль в развитии детского мозга. При таком осознании проясняется много нового.
Вопервых, у многих впервые появится чувство гордости. Им наконец откроется их ключевая роль в жизни детей. Заботясь о малыше, многие задумываются об этой роли, но часто не замечают плодов своих усилий и, следовательно, недооценивают себя. Воз росшая уверенность в собственных силах повысит продуктивность их взаимодействия с ребенком. К сожалению, значительный рост доходов нянь, воспитателей и учителей в обозримом будущем ма ловероятен, поэтому так важно помочь им осознать собственную
значимость и тем самым побудить самых талантливых из них сле довать своему призванию, углубляя знания о раннем развитии детей.
Вовторых, многие воспитатели целенаправленно начнут соз давать новые методики, основанные на определенных видах дея тельности, которые ранее они использовали скорее случайно, ин туитивно. Объяснение подобному «переключению» можно найти в многочисленных результатах научных исследований осознанного воспитания.
Взаимодействуя с ребенком осознанно, т. е. видя намерение за каждым своим поступком, вы с большей вероятностью приблизитесь к цели. Известно, что если человек планирует опре деленный результат и понимает, зачем он ему нужен, то естествен ным образом действует гораздо эффективнее и получает желаемое. Качество заботы о детях значительно повышается, если воспитатели и учителя понимают истинный смысл своих действий.
В наше время в законах и уставах об образовании большинства стран особо подчеркивается важность концепции подготовки к школе. Почти все варианты программ подготовки сводятся к опре деленному набору навыков, которые должны быть сформированы у ребенка еще до детского сада. Однако политики не заинтересо ваны ни в финансировании, ни в разработке таких концепций. На первый взгляд задача ясна: составить программу, ориентированную на определенные эталоны. Впрочем, действия составителей таких программ, похоже, основываются на всеобщем заблуждении о том, что готовность к школе — сформированность навыков, которыми по условной договоренности должны владеть младшие школьники, — будет достигаться дошкольниками все раньше и раньше. Родители это понимают. Воспитатели это понимают. Педагоги знают, что это настанет. Это и есть далекое от реальности ожидание, что все, кто заботится о малышах, — от патронажных медсестер до воспитате лей и заведующих детскими садами — будут знать, как обеспечить и обезопасить раннее развитие мозга! Знание такого рода не при ходит по волшебству, как и не вырастает из простого перечисления видов деятельности, сформированность которых якобы обеспечивает готовность к школе. Эти виды деятельности — вовсе не главный аспект такой готовности. Главное, чтобы мозг ребенка был открыт к освоению различных навыков, которое родители, воспитатели и учителя обеспечат в максимально подходящий для этого период раннего детства.
Как же нам понять, что мозг ребенка готов к школе? Чтобы усваивать информацию, детям необходимо довольно долго концен трироваться на задании. У них должен быть развит самоконтроль — умение выполнять задание до конца, подавляя в себе желание переключиться на чтонибудь другое.
Способность ребенка фокусировать внимание подразумевает ощущение абсолютной безопасности и уверенность в том, что окру жающие его любят. Детям необходимо чувствовать связь с другими людьми. Если самые первые их отношения со взрослыми основаны на любви, то, подрастая, они будут смело включать новых людей в свой круг.
Ребенку также необходимо как можно чаще слышать речь, адре сованную непосредственно ему. Ему обязательно нужно говорить слова, называющие и описывающие не только окружающие пред меты, но также отношения с другими людьми и чувства, которые он испытывает. Детям нужно развивать как рецептивную, так и эмоциональную коммуникацию. Продуманное и целенаправленное взаимодействие со сверстниками, создание разнообразных речевых ситуаций, обеспечение усвоения детским мозгом первичного опыта помогут подготовить ребенка к трудностям, с которыми ему при дется столкнуться в школе.
Воспитатели и няни, работающие с дошкольниками, должны каждый день задумываться над тем, насколько им удается фоку сироваться на трех упомянутых аспектах: памяти, привязанности, коммуникации. В данной книге эти важнейшие понятия представле ны в кратких, сжатых разделах«пазлах». Полученную информацию можно применять на занятиях с детьми или при создании новых полезных методик. Такой формат выбран с учетом дефицита сво бодного времени у потенциальных читателей.
Все 52 раздела книги — это ключевые идеи, обобщающие результаты многочисленных исследований раннего развития моз га. Каждый из них начинается емким высказыванием, в котором формулируется суть более сложной идеи. Читателям предлагается задуматься над знакомыми понятиями, использовать уже имеющиеся знания и ответить на вопрос, как применить изложенные принципы на практике.
После краткого высказывания, открывающего раздел, объяс няется важность приведенной в нем информации, особенно для воспитателей и учителей. Далее читатель найдет конкретные пред ложения по ее применению в зависимости от его роли в жизни ребенка. В каждом разделе представлены многочисленные советы относительно того, как начать продуктивно изменять окружающие условия и методики воспитания и обучения.
Вся информация, которую вы найдете в книге, была испытана на практике в ходе моего более чем пятнадцатилетнего сотрудничества с несколькими тысячами человек: нянями, воспитателями, учите лями, тьюторами, родителями, бабушками и дедушками Аризоны. В 1998 году я стала соучредителем Института новых направлений в развитии детского мозга — организации, целью которой является распространение информации о раннем развитии мозга. Семинары нашей организации, на которых обсуждались в том числе и идеи, представленные в данной книге, посетило более восьмидесяти ты сяч человек.
ISBN: 978-985-15-4709-4
Страниц: 160
Формат: pdf-скан
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.