- Регистрация
- 09.04.2020
- Сообщения
- 353 752
- Реакции
- 32 654
- Монеты
- 1 191
- Оплачено
- 0
- Баллы
- 0
- #SkladchinaVip
- #1
[Институт Ньюфелда] Противление [Юлия Варлакова, Валентина Ячичурова]
- Ссылка на картинку
-
ОПИСАНИЕ КУРСА
Противление – имя инстинктивной реакции ребенка сопротивляться контролю. Это сопротивление может принимать различные формы: оппозиция, негативизм, лень, неподчинение, неуважение, отсутствие мотивации, воинственность, неисправимое поведение и даже антисоциальные настроения и действия. Оно так же может проявляться как нежелание учиться. Несмотря на многоликость проявлений, лежащая в основе динамика обманчиво проста — это защитная реакция на ощущаемый контроль или принуждение.
Противление, несомненно, является наиболее непонятой и неверно толкуемой динамикой в отношениях между взрослыми и детьми. Ее простота резко контрастирует с серьезностью проблем, которые она создает для родителей, учителей и всех, кто имеет дело с детьми. И она суть причина очень затруднительного положения: то, что требуется или ожидается от ребенка больше всего, исполняется с наименьшей вероятностью.
Осознание роли противления в процессе развития является ключом к пониманию того, как с ним справляться. В курсе представлен трехсторонний подход к безопасному снижению противления и работе с сопротивляющимися детьми или подростками.
ТЕМЫ И ЦЕЛИ
Это онлайн-курс, состоящий из 4-х занятий + 1 отдельная встреча, посвящённая вопросам и ответам.
ЗАНЯТИЕ 1 ПОЧЕМУ ДЕТИ СОПРОТИВЛЯЮТСЯ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ
Извлекаем суть противления
Как «воля» провоцирует «противление»
Многоликость противления
Эмоциональное и интеллектуальное противление
ЗАНЯТИЕ 2 ПРОТИВЛЕНИЕ И ПРИВЯЗАННОСТЬ
Как противление служит привязанности
Противление в альфа-детях
Противление и конкурирующие привязанности
Противление и защитное отчуждение
Как ослабить противление посредством привязанности
ЗАНЯТИЕ 3 ПРОТИВЛЕНИЕ И ИНДИВИДУАЦИЯ
Как противление служит процессу индивидуации
Как противление неверно толкуют и принимают за действия «назло»
Характеристики противления, основанного на индивидуации
Противление детей, застрявших в психологическом развитии
Подростки и противление
Как дать место собственной воле ребенка
ЗАНЯТИЕ 4 РАБОТА С ПРОТИВЛЕНИЕМ
Почему противление нужно «перекрывать»
Как не позволить противлению навредить отношениям
Как сохранить альфа-позицию
Как снизить давление и принуждение
КРАТКИЙ ОБЗОР КУРСА
Противление принимает различные формы. Мы ощущаем его, когда тоддлер говорит «Нет!», а дошкольник — «Ты мне не указ!». Противление может проявляться, когда ребенок начинает упрямиться и медлить в то время, когда вам нужно спешить. Оно выражается в виде непослушания или открытого неповиновения и даже в виде лени или отсутствия мотивации. Противление может проявляться в дотошном следовании инструкциям, в прокрастинации или когда ребенок делает противоположное тому, что от него ожидают. Оно может проявляться как пассивность, негативизм или склонность к спорам. Взрослый может воспринимать противление как дерзость или агрессивность. Оно способно подтолкнуть ребенка к нарушениям табу или антисоциальным настроениям. Когда противление становится хроническим и принимает тяжелые формы, ребенок выглядит неисправимым и подходит под описание диагноза оппозиционно-вызывающего расстройства. Это настолько универсальное явление на определенных этапах развития, что оно породило термины «кризис 2х лет» и «подростковый бунт». Однако, несмотря на множество проявлений, основа этой динамики обманчиво проста — защитная реакция на ощущаемое принуждение.
Поскольку очень немногие взрослые понимают эту динамику у детей, это породило множество неправильных представлений о ней и соответственно неправильные действия. Противление чаще всего воспринимается как умышленное поведение или «действие назло», а не инстинктивное и провоцируемое. Взрослые всегда неверно истолковывают противление в ребенке, принимая его за сильную волю, вызов авторитетам, манипуляции, желание сделать все по-своему, намеренно «довести» взрослого. То, как мы воспринимаем поведение ребенка, влияет на то, как мы реагируем на него. К сожалению, когда мы неверно трактуем противление, то вероятнее всего, и реагировать мы будем так, что это только усугубит проблему. Кроме того, мы рискуем поставить под угрозу отношения, которые создают контекст для работы с таким ребенком.
Существует три фактора, влияющих на эту динамику в ребенке: привязанность, зрелость и давление. Хорошая привязанность часто снижает противление у ребенка. С другой стороны, когда незрелыми детьми пытаются командовать взрослые, к которым они не привязаны, дети инстинктивно сопротивляются. Для ребенка просто неестественно принимать указания от тех, к кому они не привязаны. Влияние нашего общества на динамику противления значительно, т.к. нам свойственно перепоручать воспитание своих детей чужим людям. Наша система образования искалечена противлением, однако мало кто хотя бы подозревает об этой динамике. Сам факт того, что очень многие дети теряют желание учиться и делают ровно столько, сколько необходимо, является свидетельством силы динамики противления.
Противление является нормальным явлением для тоддлеров и дошкольников. Поскольку эти дети могут проявлять только одну динамику в единицу времени, и если в это время инстинкты привязанности не задействованы, давление вызовет сопротивление. Дети вырастают из импульсивного проявления противления, когда они становятся способными на смешанные чувства. У большинства детей это происходит к возрасту, когда они идут в школу, но есть много взрослых, у которых этого так и не произошло. К сожалению, не все дети взрослеют по мере роста и те, кто не способен на смешанные чувства, очень легко провоцируются в случаях, когда сила давления больше, чем сила привязанности.
При определенных условиях противление может стать доминирующим и интенсивным, являясь основным образом действий ребенка. Если такие условия сохраняются, ребенку могут даже поставить диагноз оппозиционно-вызывающего расстройства. Это неправильно поставленный диагноз, поскольку в самом инстинкте противления нет ничего плохого. Скорее всего, неверно функционируют привязанности ребенка или его социальное окружение. Никогда не подразумевалось, что детям, застрявшим в незрелости, будут отдавать распоряжения те, к кому они лично не привязаны. Когда учителя и ассистенты преподавателей попадают в подобную ситуацию, им очень сложно управлять такими детьми. Попытка разобраться с динамикой противления с помощью традиционных методов управления поведением — это залог провала. Опять же, вмешательство должно быть основано на понимании фактора противления.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КУРСА
Формальное знакомство Гордона Ньюфелда с концепцией противления произошло по счастливой случайности. Он готовился преподавать университетский курс по теории личности в 70-х годах, когда наткнулся на теорию Отто Ранка о противлении, которую тот предложил еще на рубеже веков. Каким-то образом эту жемчужину затмили другие концепции, теории и теоретики того времени и она так и не получила должного внимания. Отто Ранк воспринимал противление как предвестник развития у детей ощущения автономии. Он также считал, что противление больше всего ставит детей под удар, в основном потому, что у большинства родителей такое поведение вызывает сильные негативные реакции. По его словам, наибольшая опасность противления состоит в том, что оно угрожает «разорвать союз между родителем и ребенком».
Читая материалы Отто Ранка, и имея современные знания о процессах привязанности и зрелости, Гордон Ньюфелд сразу понял, что это и есть важная недостающая часть, необходимая для понимания детей. Противление объясняло кучу вещей: почему с тоддлерами так трудно справляться, почему бунтуют подростки, почему иногда похвала дает обратный эффект, а вознаграждение может быть контрпродуктивным, почему некоторые дети озабочены табу, а некоторые делают противоположное тому, что ожидается. Отто Ранк шел на шаг впереди своего времени и интуитивно понял то, что на самом деле было гораздо больше, чем он мог себе представить. Чем больше Гордон Ньюфелд изучал противление, тем больше он был впечатлен тем, как эта динамика объясняла такое сложное поведение, которое больше ничем было не объяснить, а также к каким серьезным последствиям оно приводила в современном обществе. Как только мы начинаем видеть динамику противления, мы видим ее повсюду, а новые инсайты и озарения не покидают нас.
КОМУ ПОДХОДИТ ДАННЫЙ КУРС
Этот материал подходит для людей любого возраста, включая:
Динамика противления — это то, с чем должны быть знакомы все родители и учителя. Если она неверно понимается или принимается на свой счет, наши попытки усилить давление могут быть контрпродуктивными и навредят отношениям. Противление в школьной системе – динамика разрушительная, она становится причиной пассивности детей в обучении, они выполняют не больше, чем них требуется, оттягивают выполнение заданий и сопротивляются распоряжениям своих учителей. С застрявшими в развитии детьми, с недостаточно хорошо привязанными детьми очень сложно управляться, потому что их инстинкты сопротивляться очень сильны. Если противление неверно понимается, наши типичные реакции только усугубляют проблему.
Чем раньше вы познакомитесь с противлением, тем лучше. Быть родителем тоддлера или дошкольника намного проще, имея знания об этой динамике. Данный материал подходит в качестве курса для широкой аудитории, а также для повышения квалификации учителей и помощников учителей. Материал применим для работы с трудными детьми.
ВЕДУЩИЕ КУРСА
Юлия Варлакова (Санкт-Петербург, Россия)
ведущая курсов Института Ньюфелда, студентка преподавательской программы русскоязычного отделения Института, психолог.
Юлия — мама двоих сыновей.
Валентина Ячичурова (Владивосток, Россия)
преподаватель Института Ньюфелда, ведущая группы поддержки, психолог, модератор сообщества “Заботливая альфа”, мама мальчика и девочки.
Противление – имя инстинктивной реакции ребенка сопротивляться контролю. Это сопротивление может принимать различные формы: оппозиция, негативизм, лень, неподчинение, неуважение, отсутствие мотивации, воинственность, неисправимое поведение и даже антисоциальные настроения и действия. Оно так же может проявляться как нежелание учиться. Несмотря на многоликость проявлений, лежащая в основе динамика обманчиво проста — это защитная реакция на ощущаемый контроль или принуждение.
Противление, несомненно, является наиболее непонятой и неверно толкуемой динамикой в отношениях между взрослыми и детьми. Ее простота резко контрастирует с серьезностью проблем, которые она создает для родителей, учителей и всех, кто имеет дело с детьми. И она суть причина очень затруднительного положения: то, что требуется или ожидается от ребенка больше всего, исполняется с наименьшей вероятностью.
Осознание роли противления в процессе развития является ключом к пониманию того, как с ним справляться. В курсе представлен трехсторонний подход к безопасному снижению противления и работе с сопротивляющимися детьми или подростками.
ТЕМЫ И ЦЕЛИ
- многоликость противления
- значение противления
- какова разница между здоровыми проявлениями противления и противлением, которое означает наличие проблем
- трехсторонний подход к работе с противлением
- почему похвала и награда для некоторых детей дают обратный эффект
- почему противление нормально для малышей и дошкольников
- почему существующая система образования провоцирует противление в наших детях
- почему хроническое противление означает наличие проблем с привязанностью
- как дети обычно перерастают противление
- почему хроническое противление является признаком психологической незрелости
- почему так важно не принимать противление на свой счет
- как предупредить и ослабить противление в детях
- как защитить ваши отношения от нежелательных последствий противления
- как избежать битвы противлений
- как отличить ребенка с сильной волей от ребенка с сильным противлением
- как помочь детям перерасти противление
Это онлайн-курс, состоящий из 4-х занятий + 1 отдельная встреча, посвящённая вопросам и ответам.
ЗАНЯТИЕ 1 ПОЧЕМУ ДЕТИ СОПРОТИВЛЯЮТСЯ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ
Извлекаем суть противления
Как «воля» провоцирует «противление»
Многоликость противления
Эмоциональное и интеллектуальное противление
ЗАНЯТИЕ 2 ПРОТИВЛЕНИЕ И ПРИВЯЗАННОСТЬ
Как противление служит привязанности
Противление в альфа-детях
Противление и конкурирующие привязанности
Противление и защитное отчуждение
Как ослабить противление посредством привязанности
ЗАНЯТИЕ 3 ПРОТИВЛЕНИЕ И ИНДИВИДУАЦИЯ
Как противление служит процессу индивидуации
Как противление неверно толкуют и принимают за действия «назло»
Характеристики противления, основанного на индивидуации
Противление детей, застрявших в психологическом развитии
Подростки и противление
Как дать место собственной воле ребенка
ЗАНЯТИЕ 4 РАБОТА С ПРОТИВЛЕНИЕМ
Почему противление нужно «перекрывать»
Как не позволить противлению навредить отношениям
Как сохранить альфа-позицию
Как снизить давление и принуждение
КРАТКИЙ ОБЗОР КУРСА
Противление принимает различные формы. Мы ощущаем его, когда тоддлер говорит «Нет!», а дошкольник — «Ты мне не указ!». Противление может проявляться, когда ребенок начинает упрямиться и медлить в то время, когда вам нужно спешить. Оно выражается в виде непослушания или открытого неповиновения и даже в виде лени или отсутствия мотивации. Противление может проявляться в дотошном следовании инструкциям, в прокрастинации или когда ребенок делает противоположное тому, что от него ожидают. Оно может проявляться как пассивность, негативизм или склонность к спорам. Взрослый может воспринимать противление как дерзость или агрессивность. Оно способно подтолкнуть ребенка к нарушениям табу или антисоциальным настроениям. Когда противление становится хроническим и принимает тяжелые формы, ребенок выглядит неисправимым и подходит под описание диагноза оппозиционно-вызывающего расстройства. Это настолько универсальное явление на определенных этапах развития, что оно породило термины «кризис 2х лет» и «подростковый бунт». Однако, несмотря на множество проявлений, основа этой динамики обманчиво проста — защитная реакция на ощущаемое принуждение.
Поскольку очень немногие взрослые понимают эту динамику у детей, это породило множество неправильных представлений о ней и соответственно неправильные действия. Противление чаще всего воспринимается как умышленное поведение или «действие назло», а не инстинктивное и провоцируемое. Взрослые всегда неверно истолковывают противление в ребенке, принимая его за сильную волю, вызов авторитетам, манипуляции, желание сделать все по-своему, намеренно «довести» взрослого. То, как мы воспринимаем поведение ребенка, влияет на то, как мы реагируем на него. К сожалению, когда мы неверно трактуем противление, то вероятнее всего, и реагировать мы будем так, что это только усугубит проблему. Кроме того, мы рискуем поставить под угрозу отношения, которые создают контекст для работы с таким ребенком.
Существует три фактора, влияющих на эту динамику в ребенке: привязанность, зрелость и давление. Хорошая привязанность часто снижает противление у ребенка. С другой стороны, когда незрелыми детьми пытаются командовать взрослые, к которым они не привязаны, дети инстинктивно сопротивляются. Для ребенка просто неестественно принимать указания от тех, к кому они не привязаны. Влияние нашего общества на динамику противления значительно, т.к. нам свойственно перепоручать воспитание своих детей чужим людям. Наша система образования искалечена противлением, однако мало кто хотя бы подозревает об этой динамике. Сам факт того, что очень многие дети теряют желание учиться и делают ровно столько, сколько необходимо, является свидетельством силы динамики противления.
Противление является нормальным явлением для тоддлеров и дошкольников. Поскольку эти дети могут проявлять только одну динамику в единицу времени, и если в это время инстинкты привязанности не задействованы, давление вызовет сопротивление. Дети вырастают из импульсивного проявления противления, когда они становятся способными на смешанные чувства. У большинства детей это происходит к возрасту, когда они идут в школу, но есть много взрослых, у которых этого так и не произошло. К сожалению, не все дети взрослеют по мере роста и те, кто не способен на смешанные чувства, очень легко провоцируются в случаях, когда сила давления больше, чем сила привязанности.
При определенных условиях противление может стать доминирующим и интенсивным, являясь основным образом действий ребенка. Если такие условия сохраняются, ребенку могут даже поставить диагноз оппозиционно-вызывающего расстройства. Это неправильно поставленный диагноз, поскольку в самом инстинкте противления нет ничего плохого. Скорее всего, неверно функционируют привязанности ребенка или его социальное окружение. Никогда не подразумевалось, что детям, застрявшим в незрелости, будут отдавать распоряжения те, к кому они лично не привязаны. Когда учителя и ассистенты преподавателей попадают в подобную ситуацию, им очень сложно управлять такими детьми. Попытка разобраться с динамикой противления с помощью традиционных методов управления поведением — это залог провала. Опять же, вмешательство должно быть основано на понимании фактора противления.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КУРСА
Формальное знакомство Гордона Ньюфелда с концепцией противления произошло по счастливой случайности. Он готовился преподавать университетский курс по теории личности в 70-х годах, когда наткнулся на теорию Отто Ранка о противлении, которую тот предложил еще на рубеже веков. Каким-то образом эту жемчужину затмили другие концепции, теории и теоретики того времени и она так и не получила должного внимания. Отто Ранк воспринимал противление как предвестник развития у детей ощущения автономии. Он также считал, что противление больше всего ставит детей под удар, в основном потому, что у большинства родителей такое поведение вызывает сильные негативные реакции. По его словам, наибольшая опасность противления состоит в том, что оно угрожает «разорвать союз между родителем и ребенком».
Читая материалы Отто Ранка, и имея современные знания о процессах привязанности и зрелости, Гордон Ньюфелд сразу понял, что это и есть важная недостающая часть, необходимая для понимания детей. Противление объясняло кучу вещей: почему с тоддлерами так трудно справляться, почему бунтуют подростки, почему иногда похвала дает обратный эффект, а вознаграждение может быть контрпродуктивным, почему некоторые дети озабочены табу, а некоторые делают противоположное тому, что ожидается. Отто Ранк шел на шаг впереди своего времени и интуитивно понял то, что на самом деле было гораздо больше, чем он мог себе представить. Чем больше Гордон Ньюфелд изучал противление, тем больше он был впечатлен тем, как эта динамика объясняла такое сложное поведение, которое больше ничем было не объяснить, а также к каким серьезным последствиям оно приводила в современном обществе. Как только мы начинаем видеть динамику противления, мы видим ее повсюду, а новые инсайты и озарения не покидают нас.
КОМУ ПОДХОДИТ ДАННЫЙ КУРС
Этот материал подходит для людей любого возраста, включая:
- родителей детей, от тоддлеров до подростков
- работников заведений для дошкольников
- учителей и их ассистентов, работающих с детьми в детских садах и школах
- специалистов помогающих профессий, работающих с людьми разного возраста
Динамика противления — это то, с чем должны быть знакомы все родители и учителя. Если она неверно понимается или принимается на свой счет, наши попытки усилить давление могут быть контрпродуктивными и навредят отношениям. Противление в школьной системе – динамика разрушительная, она становится причиной пассивности детей в обучении, они выполняют не больше, чем них требуется, оттягивают выполнение заданий и сопротивляются распоряжениям своих учителей. С застрявшими в развитии детьми, с недостаточно хорошо привязанными детьми очень сложно управляться, потому что их инстинкты сопротивляться очень сильны. Если противление неверно понимается, наши типичные реакции только усугубляют проблему.
Чем раньше вы познакомитесь с противлением, тем лучше. Быть родителем тоддлера или дошкольника намного проще, имея знания об этой динамике. Данный материал подходит в качестве курса для широкой аудитории, а также для повышения квалификации учителей и помощников учителей. Материал применим для работы с трудными детьми.
ВЕДУЩИЕ КУРСА
Юлия Варлакова (Санкт-Петербург, Россия)
ведущая курсов Института Ньюфелда, студентка преподавательской программы русскоязычного отделения Института, психолог.
Юлия — мама двоих сыновей.
Валентина Ячичурова (Владивосток, Россия)
преподаватель Института Ньюфелда, ведущая группы поддержки, психолог, модератор сообщества “Заботливая альфа”, мама мальчика и девочки.
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.